У ребенка экзамен. 4 совета родителям

Недавно мы обсуждали, как помочь детям во время сдачи экзаменов. Однако не все зависит от режима дня и питания. Многое — от поведения мамы с папой.

Лариса Рудина

Автор: Лариса Рудина

Дата публикации: 06.06.2018

Родители способны как усилить, так и уменьшить страх ребенка перед экзаменами. Поговорим о том, что взрослым делать можно и нужно, а что – категорически нельзя.

1. Ужасно переживаю, что дочь плохо сдаст ЕГЭ и не поступит в университет. Мне кажется, даже больше, чем она. Не могу ли я заразить ребенка своей тревожностью?

Еще как можете! В социальной психологии есть такой термин – заражение эмоциями. Это хорошо видно на стадионах или в любых других местах большого скопления народа. Стоит одному крикнуть, засмеяться, закричать, как остальные подхватят. Ребенок тоже может «подхватить» родительскую тревогу. Поэтому ни в коем случае нельзя демонстрировать свою нервозность. Если волнуетесь – должны с этим справиться. Это ваш родительский долг.

Хороший тренер перед соревнованиями никогда не покажет подопечным свою неуверенность и волнение. Напротив, скажет вдохновляющие слова, поддержит – дескать, тренерская команда в вас верит. Так вот, надо быть тренером по отношению к своему ребенку.

Кстати, даже если мама ничего не говорит о своих переживаниях, но при этом ходит бледная, зажатая, легко выходит из себя, ребенок все равно чувствует ее тревогу. И тоже может ее перенять.

2. Сын – отличник. Но перед экзаменами просит с ним посидеть, обсудить, что будет, если он завалит тестирование. Понимаю, что это – проявление повышенной тревожности . Но нужно ли каждый раз говорить о негативе? Я уже от этого порядком устала…

Каждый раз – нет. Но обсудить худший вариант развития событий можно и нужно, если ребенок испытывает в этом потребность. Дело в том, что некоторым детям (как правило – с высоким интеллектом, склонностью к точным наукам) крайне важно построить план действий на все случаи жизни. Предсказуемость важна для всех: это дает ощущение безопасности. Но для некоторых детей и подростков – особенно. Поэтому обязательно обсудите и плохой вариант развития событий тоже. Донесите до ребенка главную мысль: двойка на экзамене – это еще не конец света. Да, придется скорректировать планы, придумать что-то, но выход всегда есть! Чтобы ребенок расслабился, можете сказать ему: «Сейчас мы с тобой группируемся и выкладываемся. И делаем все, на что способны. Если не получится – не страшно. Далеко не всегда и не у всех получается с первого раза попасть в свою профессию».

Однако не стоит бесконечно возвращаться к этой теме. Обсудили худший вариант, убедились, что все не так страшно, как казалось, – отодвинули. Ведь человек в состоянии тревоги бесконечно прокручивает в голове только негатив. Доходит до самых страшных сцен и… начинает снова. В итоге у него вырабатывается слишком много кортизола – гормона стресса. Это угнетает и интеллектуальную деятельность, и физическое состояние. Поэтому из «кортизолового болота» нужно выныривать всеми доступными способами.

И еще. Любой человек имеет право волноваться и бояться. Особенно — когда ситуация непредсказуема. Но важно себе сказать: «Я волнуюсь, я боюсь – имею на это полное право. Но как мужественный человек иду сквозь страх».

3. Слышала, что спортсмены перед соревнованиями представляют, как одержат победу. Пытаюсь так же программировать ребенка на успешную сдачу экзаменов. Это поможет?

Безусловно. «Репетиция наилучшего исхода» — так называется практика, которой пользуются в том числе и многие известные спортсмены. Среди них, например, американский боксер Майк Тайсон. Он говорил, что всегда до мельчайших подробностей представляет свой будущий бой, где одерживает победу над противником.

Репетировать наилучший исход полезно перед экзаменами, публичным выступлением или любым другим важным событием. Пусть ребенок представит, что он будет делать, говорить, как ему потом скажут, что все прошло замечательно, как его будут хвалить, благодарить, награждать и т. д. Причем «прокатывать» в голове эту картинку нужно не один раз, а многократно.

Кстати, такую технику можно применять и после того, как вы обсудили с ребенком наихудший вариант развития событий. Плохое обговорили – дальше программируем себя только на хорошее.

4. Дочь во время сдачи экзаменов выглядит испуганной и робкой. Постоянно напоминаю ей, что люблю ее независимо от оценок за ЕГЭ. Я права?

Говорить ребенку о любви лучше просто так, без привязки к чему-либо: «Как же я люблю тебя! Хорошая моя, горжусь тобой». Не добавляя при этом: «Что бы ты ни сделала, мы все равно тебя будем любить». Если в семье приняты объятия и поцелуи – прекрасно. Для ребенка это очень важно. Даже если он уже почти взрослый. Дети обычно не любят «телячьих нежностей» в 9−13 лет. Потом это часто перерастается. Но если в семье «нежности» все-таки не приняты, можно похлопать по плечу, коснуться руки, погладить по голове. Тактильные ощущения для детей важны в любом возрасте.

Читайте также 

Как не нервничать на экзаменах. 5 вопросов психологу