Проблемы общения со сверстниками. 3 вопроса детскому психологу

Когда-то родительская угроза "не пойдешь гулять с друзьями" казалась самым страшным наказанием. Зато сейчас многие дети обходятся без друзей. Более того - не чувствуют потребности общаться.

Мария Баулина

Автор: Мария Баулина

Дата публикации: 09.09.2020

Если у вас есть свои вопросы, вы можете задать их, воспользовавшись сервисом Доктис.

С одноклассниками они разговаривают только на переменах (и то, если не сидят в телефонах), а после учебы — домой или на развивающие занятия. Так повторяется из месяца в месяц, из года в год, а потом родителей вдруг осеняет: ребенок не тянется к детям. То есть совсем. Сидит дома с гаджетами и всем доволен. Скоро окончательно в отшельника превратится! Надо срочно помочь ему найти друзей, преодолеть проблемы общения со сверстниками… Но как?!

Проблемы социализации детей

1. Могут ли проблемы общения со сверстниками быть «отзвуком» каких-то внутренних проблем? Например, стеснительности, замкнутости?

На мой взгляд, проблемы общения ребенка со сверстниками – следствие того, что сейчас изменилась родительская модель воспитания. Раньше взрослые особенно не вмешивались в жизнь ребенка, сейчас — контролируют каждый шаг. Именно мама с папой решают, на какие секции будет ходить их чадо, в какой школе – учиться. Причем в школу рядом с домом мало кто отдает. Большинство стремятся пристроить наследника в престижное учебное заведение, даже если оно находится на другом конце города. Родители каждый день возят ребенка в «умную» школу, а после уроков – сразу забирают. В итоге дети толком не общаются – после занятий разъезжаются по своим районам. Во дворе ребенок тоже никого не знает – взрослые не отпускают его одного гулять. Опасения мам и пап, конечно, оправданны, однако изоляция ребенка в итоге только усиливается.

К тому же родители активно вмешиваются и в школьную жизнь детей. Например, один ученик ударил другого линейкой. Ну, ударил и ударил – дети через пять минут об этом забыли. А родители – нет. Они активно обсуждают «чп» в соцсетях и мессенджерах, выносят ситуацию на родительское собрание: «У нас в классе буллинг, молчать нельзя!». То есть искусственно раздувают детские шалости.

И, конечно же, родители диктуют чаду, с кем дружить, а с кем — нет. То есть ребенок постоянно находится под неусыпным контролем. Отсюда – и проблемы в общении со сверстниками.

2. Я слышала, что дети сейчас задумываются о друзьях только в переходном возрасте. Дескать, таковы особенности современного детского общения. Но разве это нормально?

Действительно, активная социализация детей сейчас, по сути, начинается только в переходном возрасте. Раньше дети самостоятельно гуляли с 7−8 лет. И не просто гуляли, а заводили новые знакомства, бегали, играли. А сейчас находятся под бдительным оком родителей лет до 11−13, а потом им потихоньку дают свободу. Однако тинэйджерам знакомиться сложнее. В этом возрасте у многих появляются подростковые комплексы, которые затрудняют общение детей.

Как воспитывали наше поколение? «Большой кусок пирога оставь другим, а себе возьми маленький». То есть учили уступать, идти на компромисс. А сейчас многие родители хотят, чтобы ребенок рос личностью, поэтому не пресекают вещи, которые раньше пресекались: «Пусть ведет себя, как хочет. Он выражает свою индивидуальность». Но когда собираются сплошные «индивидуальности», им не всегда легко находить общий язык друг с другом.

Ребенок ни с кем не общается, стоит ли беспокоиться

3. Сыну 11 лет, и он ни с кем не общается. Как помочь ребенку найти друга? И стоит ли вообще родителям в это вмешиваться?

И да, и нет. Желание помочь найти друга – похвально. Но многие взрослые выбирают на самые удачные методы. Например, находят в классе спокойного мальчика или девочку-отличницу и говорят ребенку: «Вот с ними и дружи». Но дружба так не строится!

Дружба невозможна без естественности и спонтанности. Поэтому, если уж вы хотите вмешаться, действовать надо деликатно. Скажем, можно позвать в гости семью с детьми. И пусть взрослые общаются отдельно, а дети – отдельно. Или пригласите домой одноклассников, которые нравятся вашему ребенку. Но, опять же, не контролируйте их общение — все должно происходить естественно и свободно.

Можно отдать ребенка заниматься командными видами спорта (только он сам должен сказать, что его интересует). Это расширит его круг общения. Можно – отправить на каникулы в лагерь. Но начать лучше с городского лагеря, например, при школе или доме творчества. Или же найти лагерь недалеко от дома, чтобы можно было в любой момент забрать. Так же как есть дети садовские, а есть – несадовские, есть дети лагерные, а есть – нет. Если ребенок с трудом сходится с другими детьми, лагерная жизнь вдали от дома покажется ему мукой. Тут все коллективное и общее, к тому же нужно постоянно с кем-то общаться. Да еще родители далеко. Это может оказаться для него сильным стрессом.

Читайте также:

Почему ребенка дразнят одноклассники. 4 вопроса психологу