Как совместить компьютерные игры и учебу. 4 вопроса психологу

Многие дети так любят компьютерные игры, что на уроки у них не остается ни времени, ни желания. Что делать?

Наталья Баринова

Автор: Наталья Баринова

Дата публикации: 09.09.2020

Сколько времени можно проводить ребенку за компьютером?

Компьютер сегодня — наше все. Дети используют его не только для игр, но и для обучения — ищут информацию, смотрят презентации, знакомятся с обучающими программами. Даже дневник и тот стал электронным! Однако многие школьники воспринимают компьютер не как «обучалку», а как «времяубивалку». А этого допустить никак нельзя. Обсудим, как избежать подобных перекосов.

1. Сколько времени ребенок может сидеть за компьютером без вреда для зрения и психики? Наверняка существуют какие-то нормативы…

В идеале — не более часа. Причем в это время должно входить и выполнение домашнего задания, и игры. Хотя, конечно, такая рекомендация во многом условна. Она не учитывает состояние здоровья и психики конкретного ребенка. Например, детям, страдающим игровой зависимостью или имеющим серьезные проблемы со зрением, вообще нельзя сидеть за компьютером. Но и в остальных случаях нужно продумать, как построить общение ребенка с компьютером. Так, одни родители позволяют наследнику играть в компьютерные игры каждый день, но строго следят за выполнением «правила одного часа». Другие в будни не разрешают, чтобы ребенок не отвлекался от уроков. Зато в выходные позволяют не час, а два.

Однако, какую стратегию вы бы ни выбрали, желательно один день в неделю сделать «разгрузочным» от гаджетов. Притом всей семье. Дело в том, что для современных детей человек без компьютера и прочих электронных устройств – почти что инопланетянин. Они не представляют себе жизни без техники.

Взрослым нужно донести до детей мысль, что гаджеты – полезны и необходимы, но время от времени нужно от них отдыхать: пойти всей семьей гулять, поехать в гости, музей, на дачу… Да хоть лепить пельмени! Неважно, что вы будете делать, главное, чтобы вам было тепло и хорошо друг с другом.

2. Я позволяю сыну играть на компьютере или телефоне только в качестве награды – если он сделал уроки без ошибок и получил пятерку в школе. Я права?

В принципе, можно таким образом поощрять ребенка. Но важно, чтобы наградой служила не столько возможность играть на компьютере, сколько возможность иметь свободное время. И вот это свободное время он может потратить на компьютерную игру, прогулку, чтение любимой книги, просмотр хорошего фильма, общение с друзьями – то есть на то, что приносит ему радость. Компьютерная игра не должна быть единственно возможным вариантом поощрения, а одним из вариантов.

3. У нас в школе учителя смотрят сквозь пальцы на то, что дети на переменах «уходят» в телефоны и планшеты. Разве это нормально – ребенок отсидел урок, а потом переключился на компьютерную игру? Он ведь совсем не отдыхает!

Видимо, некоторым учителям выгодно, чтобы дети не бегали на переменах, а сидели с телефонами в классе – меньше вероятность травм. Однако для ребенка такой отдых – не отдых. Ему необходима динамическая пауза – чтобы расслабиться, переключиться, выпустить пар. Особенно — гиперактивным детям, которым тяжело долго сидеть. Неслучайно во многих европейских странах школьники на переменах в любую погоду выходят на улицу – бегают, играют в подвижные игры. Пользоваться гаджетами, включая мобильные телефоны, им не разрешают. И, как выяснили ученые, это хорошо сказывается не только на их здоровье, но и на успеваемости: после изъятия гаджетов успеваемость повышается более чем на 6%.

В России тоже есть рекомендация от министра образования ввести запрет на использование мобильных устройств в школе. Но не везде ее выполняют. Поэтому, если вам не нравится, что дети на переменах «уходят» в телефоны, напишите запрос директору школы и продублируйте его в Департамент образования.

И не стоит бояться, что с ребенком, в случае чего, будет невозможно связаться – у учителя есть телефон для экстренной связи с родителями. Да и у вас наверняка есть номер педагога.

4. В какие игры ребенку играть можно и нужно, а в какие – крайне нежелательно?

Можно – в обучающие и развивающие. Нельзя – в игры с агрессивным, безнравственным сюжетом, а также с эффектом танатизации (где отчетливо прослеживается тема смерти). Опасны также сетевые игры и игры, где нужно пройти много уровней – дети на них быстро подсаживаются. Должны быть под запретом и игры с персонажами-аниматрониками. Они популярны у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главные персонажи в них – игрушки: медвежонок, цыпленок, лисенок. Днем они устраивают милые представления, а ночью превращаются в ужасных монстров. Многие дети после таких игр начинают страдать тяжелейшими неврозами, навязчивым страхом преследования, энурезами и тиками.

Читайте также

Троллить самого себя — опасная тенденция