Дисграфия: лечить или учить?
Если ребенок делает кучу ошибок в тексте, родители думают: ленится. Не хочет учить правила, не старается… Но бывает, что дело не в лени. Дело — в дисграфии.
Дисграфия – это сложность в овладении письмом. Дисграфик не просто ошибается – он делает чудовищно много ошибок. Притом ошибки эти странные, нелепые. Скажем, обычный ребенок может написать «седой» через «и», потому что не знает проверочное слово. А дисграфик напишет – «сдеой» и не заметит свой промах. Что же за напасть такая – дисграфия? И кто поможет ребенку сделать работу над ошибками?
Признаки дисграфии
Чем отличается дисграфия от дислексии? По каким признакам можно понять, что у ребенка дисграфия?
Дисграфия редко встречается как самостоятельное расстройство. Чаще всего она идет в одной «связке» с дислексией – нарушением чтения, когда ребенок проглатывает окончания, заменяет буквы, видит одно слово, а читает другое… Естественно, на письме все это тоже отражается.
Ошибки при дисграфии больше напоминают случайные описки или помарки. Например, ребенок может пропускать гласные: вместо «собака» писать «сбака», путать звонкие и глухие согласные: вместо «бок» — «пок», менять буквы местами: вместо «кошка» — «кокша». То есть дисграфик ошибается там, где, казалось бы, ошибиться невозможно. Может не дописывать слова, вставлять лишние буквы, путать согласование существительных и прилагательных, например, «белая свитер». Кстати, последнее часто случается с детьми из двуязычных семей. Или с теми, кто обучается не на родном языке. Скажем, ребенок родился в Англии, начал говорить на английском, а потом переехал в Россию.
Мой сын учится в первом классе. Часто пишет буквы не в ту сторону, делает массу глупых ошибок в тексте. Это дисграфия?
Как правило, дисграфию можно заподозрить не раньше 8−8,5 лет. В первом классе говорить об этом еще рано – ребенок только учит буквы, слоги. И вполне может допускать нелепые ошибки. А вот если во втором классе трудности с письмом останутся, не исключено, что это дисграфия. Понаблюдайте за сыном.
Причины дисграфии
Может ли дисграфия быть следствием того, что ребенок поздно заговорил?
Может. Задержка речевого и моторного развития (в норме ребенок должен к трем годам заговорить) довольно часто провоцирует проблемы с чтением и письмом. У таких детей не всегда формируется достаточный словарный запас к первому классу. Не исключены проблемы с произношением каких-то звуков. Поэтому чтение и письмо нередко даются с трудом.
Есть и другие причины. Скажем, если родители редко видят наследника, мало с ним говорят, у него тоже возможны нарушения речи. По той простой причине, что ему не хватает общения. Дисграфия может развиться и у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. То есть появиться на фоне неврологических нарушений.
А бывают ситуации «наоборот». Допустим, ребенок делает кучу ошибок в диктантах, и над ним смеются сверстники. Да еще «неряхе» достается от учителя. Естественно, он начинает переживать. На этой почве запросто может сформироваться невротическое расстройство: заикание, навязчивые движения, тики.
Слышала, что маленьких детей не стоит учить читать – дескать, потом будут трудности на письме. Разве такое возможно?
Иногда – да. Родители обычно гордятся тем, что малыш научился читать раньше сверстников. И внимания не обращают на то, ребенок путает окончания, «проглатывает» их, меняет слова в предложении. Дефекты в чтении могут вылиться в ошибки на письме. У меня был пациент, который еще не умел говорить – произносил от силы десяток слов, зато уже умел… читать. Родители показывали ему текст и просили найти, например, слово «фонарь». И он находил. Но нужны ли такие эксперименты? Это дополнительная нагрузка на детскую нервную систему.
«Развивалки», будь то чтение или иностранный язык, в раннем возрасте хороши лишь в том случае, если ребенок проявляет к ним интерес и не устает на занятиях. Видите, что малыш ерзает, капризничает? Не настаивайте. Научится позже.
Лечение дисграфии
Какой специалист занимается лечением дисграфии? Или можно справиться с этой проблемой самостоятельно?
Дисграфия – проблема комплексная. Начать лучше с консультации невролога. Если есть какие-то нарушения, врач назначит лечение. Например, массаж, ЛФК, иглорефлексотерапию – это поможет выровнять процессы возбуждения и торможения. Если лечение не требуется, а нужно обучение, направит к логопеду-дефектологу. Могут оказаться полезными и занятия с психологом.
Хочу утешить родителей: большинство детей дисграфию «перерастают». Многие – уже к средней школе. Но, конечно, этой проблемой надо заниматься. Запускать ее нельзя.
Помощь родителей тоже понадобится. Логопед может давать ребенку задания на дом. Нужно следить, чтобы он их выполнял. Будьте терпеливы – не ругайтесь, не кричите на сына или дочь за ошибки. Наоборот, поддерживайте и помогайте. Собирайте вместе с детьми пазлы, мозаику, делайте картины из бисера – занятия, направленные на развитие мелкой моторики, отлично стимулируют мозговую деятельность.