Аутизм не приговор. Что должны знать родители. 5 вопросов психологу

Если ребенку поставили «диагноз» аутизм, большинство родителей впадают в панику. Сможет ли малыш социализироваться? Возьмут ли его в школу? Эти и другие вопросы не дают им покоя.

Анна Пайкова

Автор: Анна Пайкова

Дата публикации: 08.09.2020

После прошлой публикации об аутизме на сайт Доктис прошло немало вопросов от родителей. На них сегодня отвечает эксперт. 

Симптомы расстройства аутистического спектра

У моего сына РАС (расстройство аутистического спектра). Он упорно избегает детей, в то время как на взрослых реагирует нормально. Почему так?

Ситуация довольно типична. Взрослые стараются максимально подстроиться под ребенка. Они уступчивы, дружелюбны, делают то, что ему нравится, строят фразы так, чтобы он их понимал. А дети — нет. Они бегают, кричат, ведут себя непредсказуемо и непонятно — то хотят общаться и играть, то дразнят и выхватывают игрушки. И ребенок начинает их сторониться, потому что рядом с ними чувствует себя тревожно.

Важно, чтобы ребенок не замыкался в своей изоляции — это может усугубить имеющиеся нарушения. Начинайте с малого. Не стоит пытаться подружить его со всеми детьми на детской площадке – это усилит тревожность. Не настаивайте на том, чтобы сын непременно включился в новую игру: дети с расстройствами аутистического спектра с трудом воспринимают перемены, придерживаясь привычных схем.

Что делать, если ребенок не выносит толпы людей, громкие звуки? Выйти из дома, не говоря уж о том, чтобы куда-то поехать – для нас проблема…

У многих детей с аутистическими чертами есть трудности с сенсорной интеграцией. Но чувствительность можно снизить, постепенно приучая ребенка к тому или иному действию. Если он боится шума и резких звуков, первое время можно выводить его в шапке, капюшоне или мягких наушниках. Это поможет «уменьшить громкость» окружающего мира. А потом — ненадолго снимать. Следите за состоянием ребенка – чтобы мог терпеть напряжение, но не истощался. По большому счету, это похоже на закаливание, когда ребенка шаг за шагом приучают к прохладной воде, не допуская слишком долгих обливаний.

В то же время хотелось бы избегать ситуаций бессмысленного терпения. Например, учителя в школе требуют, чтобы ученики весь урок смирно сидели. Для многих аутичных детей или детей с гиперактивностью это становится настоящим испытанием. У них пределом терпения может быть 10 минут. Так вот, если бы преподаватель позволил такому ребенку встать, походить, чтобы снять напряжение, а потом вернуться за парту, было бы замечательно. Потому что если у него все силы уйдут только на то, чтобы заставить себя терпеть 45 минут, сил на усвоение знаний не останется.

Дочке 3,5 года, а она почти не говорит. Я знаю, что у детей с РАС часты проблемы с речью, но как же нам общаться?!

Многие дети с аутизмом не усваивают в полном объеме речь, но это не значит, что с ними нельзя общаться. Существуют средства дополнительной коммуникации – с помощью фотографий, картинок, пиктограмм, жестов. Сначала ребенок может указать на предмет рукой, изобразить желаемое действие, потом – выбрать картинку, а в конце – произнести слово.

Например, есть система «Макатон», в которой произносимое слово сопровождается жестом и пиктограммой. Есть система «Пекс», предполагающая использование карточек для выражения просьбы, комментирования событий и другие формы визуальной поддержки. Все они способствуют пониманию и развитию речи у детей с РАС.

Кроме того, многим необходимы занятия с логопедом, психологом. Ведь важно не только научить ребенка говорить, но и помочь ему взаимодействовать с окружающими.

Обучение детей с РАС

Моему ребенку 6 лет. Несмотря на некоторые аутистические черты, он смышленый, хорошо считает. Мы с мужем хотим, чтобы он пошел в обычную школу. Но вдруг его не возьмут или отправят на надомное обучение?

В интернет есть правовой тренажер. Он поможет вам отстоять право своего ребенка на образование. Кроме того, можно обратиться в общественные организации и благотворительные фонды. Большинству детей необходимо учиться в школе, потому что это одновременно и школа социализации. Надомное обучение несет в себе риск изоляции. Причем как для ребенка, так и для его родителей, которые вынуждены отказываться от работы (чаще всего — мама) и сидеть с ним дома.

Хотя, конечно, все зависит от ситуации, ведь дети с РАС очень разные. Кто-то может привыкнуть к школе, классу, урокам, одноклассникам. А для кого-то это тяжело. Но создание специальных условий (адаптированная программа, помощь тьютора, ресурсный класс, в котором готовят к обучению в обычном классе) помогает детям с расстройствами аутистического спектра в освоении школьной программы.

Читайте также:

Ребенок-аутист. 4 вопроса психологу