5 вопросов о взаимозаменяемости лекарств

Сегодня можно зайти в аптеку и растеряться от изобилия лекарств. К тому же дорогой препарат нередко можно заменить более дешёвым, но как сделать это без вреда для здоровья? Мы поможем разобраться.

Алексей Федоров

Автор: Алексей Федоров

Дата публикации: 08.09.2020

1. Почему одно и то же лекарственное вещество может продаваться под разными названиями под совершенно разной ценой?

Фармацевтика на сегодняшний день — это по-настоящему крупный бизнес. Компании вкладывают большие деньги в рекламу, продвижение своих препаратов. Они проводят многолетние клинические исследования, определяющие эффективность препарата, выявляют ранее неизученные положительные эффекты, а также побочное действие. Химики изучают, какие дополнительные буферные вещества или варианты формулы позволяют повысить эффективность лекарства. Нередко под новый препарат открывается отдельная, оснащения по последнему слову техники производственная линия.

Затем на рынке появляется «новый» препарат. В его основе может лежать давно извечное вещество, например ацетилсалициловая кислота (она сто лет продается в каждой аптеке «за три копейки»), но улучшенное, усиленное, доказанное. И с новыми свойствами, например, не так сильно повреждающее желудок. Этот препарат называется брендовым, право на него принадлежит одному конкретному производителю. А ацетилсалициловая кислота в этом случае становится международным непатентованным средством (дженериком), его по-прежнему может производить каждое фармацевтическое предприятие. Но и продавать под общим названием — ацетилсалициловая кислота. Хотя, по сути, речь идёт о взаимозаменяемости этих лекарств.

2. Какие препараты лучше — брендовые или дженерики?

По идее, брендовые препараты более современные: применение новейшего оборудования обеспечивает большую «химическую чистоту» действующего вещества. Часто в них включены добавки, нивелирующее основные побочные эффекты. Но и стоимость этих лекарств может в десятки, а иногда и в сотни раз превышать стоимость непатентованного аналога. Такое лечение не всем по карману.

Второй важный момент — существует немало примеров, когда дешёвое непатентованное средство не уступает по эффективности дорогому аналогу. Но этой информацией владеют только врач с определённым клиническим опытом.

Поэтому, единственный выход — в каждой конкретной ситуации объяснить врачу свою нацеленность на лечение и в то же время рассказать про свои финансовые возможности. Врач обязан подобрать терапию в соответствии с жизненными реалиями, руководствуясь принципом взаимозаменяемости лекарств, ведь приверженность пациента лечению для него важнее назначения брендовых препаратов.

3. Возможна ли путаница при таком изобилии лекарств?

Еженедельно на рыке появляются новые лекарственные препараты. Запутаться в таком изобилии можно не только пациенту, но даже врачу. Отрицательную роль играют и повторные, альтернативные консультации, когда все последующие врачи начинают многократно менять первоначальную схему, зачастую просто зачеркивая и дописывая сверху новые лекарства.

В таком случае бывает, что пациенты, не разобравшись, начинают принимать два брендовых препарата одного и того же действия, или брендовое и непатентованное средство из одной группы. Нередко так происходит при назначении русских аналогов импортных лекарств.

Это представляет опасность, поскольку доза возрастает вдвое, может произойти слишком выраженное снижение артериального давления, запредельное урежение пульса, опасное разжижение крови, от дополнительной нагрузки страдают почки и печень.

4. Существуют ли препараты, которые есть на рынке только в брендовом исполнении?

Таких лекарств немного, но они есть. Ярким примером можно назвать самый популярный препарат для мужской потенции, который долгие годы продавался в единственном брендовом исполнении и стал в русском языке именем нарицательным. Аналогичных лекарств, ни русских, ни импортных, он долгое время не имел.

К сожалению, таких лекарств достаточно много в онкологии, и цены на них оставляют желать лучшего. Но можно понять и производителей — им необходимо покрывать расходы на многолетние исследования, лабораторные и клинические изыскания. В этом случае остаётся лишь надеяться на государство, которое закупает эти средства под лечение конкретного больного.

Для этого проводится консилиум ведущих специалистов учреждения, где наблюдается больной, заполняется акт врачебной комиссии, оформляется заявка в региональный Департамент здравоохранения. Да, бюрократической волокиты немало, но дорогу осилит идущий и главное — в последние годы это реально работает, даже когда речь идёт о закупке запредельно дорогих препаратов.

5. В каких ситуациях лучше остановить свой выбор на брендовых препаратах?

Когда речь идёт о лечении серьезных заболеваний, а при разработке и производстве лекарств использовались самые современные технологии, лучше остановить свой выбор на более дорогих брендовых препаратах.

Еще один важный аргумент «за» — необходимость четкой реализации эффекта и крайне высокая цена ошибки. Прежде всего это касается лечения онкологических заболеваний, серьезной антибактериальной терапии, иммунотерапии, антикоагулянтной терапии.

В других случаях можно задать вопрос врачу о замене дорогого препарата на аналогичное, более дешевое. Возможно, в последние годы появился русский аналог импортного лекарства, который выпускают на недавно открытом, современном фармацевтическом предприятии.

Проблема взаимозаменяемости лекарств, с одной стороны, требует большого мастерства врача, который способен в зависимости от ситуации назначать пациентам из разных социальных групп препараты разного ценового диапазона, в итоге добиваясь от всех приверженности лечению. С другой стороны — ответственности пациента, способного излишне экономить на лечении, хотя финансовые возможности позволяют ему вкладываться в собственное здоровье.

А учитывая большое количество лекарств на рынке, не стоит пациенту изменять себе курс лечения самостоятельно, рискуя начать прием нескольких лекарств с разными названиями, но одним и тем же действующим веществом.

Читайте также

Аллергия не пройдет