Москва
19 апреля 2018

Новый шаг к лекарству от болезни Альцгеймера

19 апреля 2018 Комментариев: 0

Заблокировать и нейтрализовать важнейший ген, ответственный за проявления болезни Альцгеймера, впервые удалось американским ученым.

Речь идет о гене apoE4, наличие которого более чем в два раза увеличивает риск развития болезни Альцгеймера; если же у человека в наличии две копии этого гена, риск возрастает двенадцатикратно. Предыдущие исследования установили, что носителем данного гена является примерно каждый четвертый.

Команда специалистов из исследовательского института Глэдстоунз в Сан-Франциско идентифицировала особый белок, ассоциирующийся с apoE4, который не может выполнять свои функции и распадается на фрагменты, запуская цепную реакцию болезни. В результате, среди прочего, в клетках мозга аккумулируются тау- и амилоидные пептиды, вызывая ослабление когнитивных функций и прочие проявления синдрома Альцгеймера.

Используя технологию стволовых клеток, исследователи института Глэдстоунз вырастили из клеток кожи пациентов с болезнью Альцгеймера нейроны с двумя копиями гена apoE4. Они сравнили эти нейроны с клетками, в которых данного гена не было, и выяснили, что именно присутствие apoE4 вызывает характерные для синдрома Альцгеймера повреждения мозга. После этого они скорректировали «дефектные» нейроны с помощью генной инженерии так, что в них не осталось признаков болезненного процесса.

Исследователи, опубликовавшие отчет о своей работе в журнале Nature Medicine, считают ее особенно важной, потому что она проделана целиком на человеческих клетках. «Разработка лекарств от болезни Альцгеймера в последние 10 лет была сплошным разочарованием, — говорит ведущий исследователь Ядонг Хуанг. — Многие препараты прекрасно показывали себя в модели на мышах, но проваливались в клинических испытаниях». Ученые надеются, что препарат, разработанный на основании их исследования, не постигнет та же судьба, и готовятся к клиническим испытаниям.

Перечислены способы профилактики болезни Альцгеймера