3 барьера, которые преодолевает телемедицина

Можно сказать, что телемедицина — это применение телекоммуникационных и компьютерных технологий для предоставления медицинской помощи в нужном месте и в нужное время.

22 августа 2017 | Владзимирский А.В. Комментариев: 3

Сам термин «телемедицина» происходит от двух латинских слов: «tele» — дистанция и «meder» — излечение, то есть это оказание медицинской помощи в ситуациях, когда врач и пациент разделены географическим расстоянием. 

Уже много десятилетий телемедицина успешно применяется в России. А благодаря подписанию в июле 2017 года президентом РФ Федерального закона № 242-ФЗ были значительно расширены возможности по применению самых передовых телемедицинских технологий, из числа доказавших свою безопасность и эффективность.

Давайте на конкретных примерах рассмотрим, какие барьеры позволяет преодолеть телемедицина.

Первый барьер – между врачом и пациентом

Человек с острой болью в грудной клетке поступил в районную больницу. Его осматривает дежурный врач. Возникает подозрение, что у пациента инфаркт миокарда. Возможно, необходимо назначение препаратов тромболитиков. С их помощью может быть спасена жизнь, пациент встанет на ноги через несколько дней. Но без консультации кардиолога назначать тромболитики нельзя и даже опасно! Что делать? Кардиолога нужной квалификации можно вызвать для очного осмотра, но сколько времени это займет? А тромболитики эффективны в течение нескольких десятков минут, пациент может попросту умереть, не дождавшись врача, застрявшего в пробке на выезде из областного центра…

На помощь приходит телемедицина

С помощью так называемого телеметрического оборудования электрокардиограмма пациента в течение 3−5 минут транслируется из районной больницы в областной кардиологический диспансер. Опытный кардиолог изучает ее, затем обсуждает симптомы болезни с дежурным врачом по телефону (или по электронной почте или профессиональному аналогу скайпа или через медицинскую информационную систему), ставит диагноз и принимает решение о назначении тромболитиков. Вместо нескольких часов консультация занимает считанные минуты. Сочетание информационно-коммуникационных технологий с навыками врачей позволяет приблизить квалифицированную медицинскую помощь, преодолев десятки или сотни километров почти мгновенно.

Но и 500 метров могут быть критичным расстоянием. Представьте себе одинокую, страдающую болезнями сердечно-сосудистой системы женщину, прикованную к инвалидному креслу. Ей нужно контролировать артериальное давление и следить за дозами медикаментов. Даже если из окна квартиры видна поликлиника, такая женщина не всегда может попасть к врачу. Участковый врач или медсестра от силы раз в день смогут посетить эту пациентку, торопясь оказать помощь десяткам таких же больных. «Скорая помощь» не будет приезжать к ней десять раз в день, чтобы просто измерить давление. Что делать?

С помощью цифрового тонометра, вполне доступного женщине и по цене, и по сложности использования, можно регулярно передавать в больницу результаты измерений. Дежурная медсестра будет следить за их изменениями, а при необходимости – проконсультирует пациентку, вовремя подключит врача или вызовет «скорую помощь».

Второй барьер – дефицит высоквалифицированных врачей

Современная медицина – это высокотехнологичная сфера. Существует немало сложных диагностических приборов (томографы, ультразвуковые сканеры, лабораторные анализаторы), позволяющих быстро, безболезненно и точно определить болезнь. Но за аппаратами работают люди, они изучают полученные результаты, ставят диагноз. Например, компьютерная томография – отличный метод обследования. Оборудование – сложное и дорогое, но его можно приобрести и поставить в каждой более-менее крупной больнице. Улучшит это диагностику? Сделает ее быстрой и доступной жителю каждого городка? Вовсе нет. «Железо» купить можно, но где взять специалистов-радиологов?

Проблему решает телемедицина

С помощью специальных информационно-коммуникационных систем (их еще называют «телерадиологическими системами») один радиолог может дистанционно работать с базами данных медицинских изображений, интерпретировать их, ставить диагнозы. То есть вместо 100 дорогостоящих и специалистов, нужен всего 1, но «вооруженный» телемедициной.

Третий барьер – повышения квалификации врачей

Врач учится всю жизнь. Пациент с редкой, атипичной, сложно протекающей болезнью может встретиться и молодому интерну, и умудренному профессору. Помимо последипломных курсов и стажировок, чтения книг и журналов врачи постоянно общаются между собой, обмениваются мнениями и опытом во время обходов, клинических дискуссий, врачебных конференций и дискуссий в ординаторских. С помощью телемедицины границы ординаторской можно расширить до размеров планеты. Информационно-коммуникационные технологии телемедицины позволяют найти врача с уникальным опытом, получить рекомендации и советы по оптимальному лечению в самой трудной и редкой ситуации.

Теги: телемедицина,новые технологии
Автор: Владзимирский А.В. / Все материалы автора
Сервисы Доктис
Задайте вопрос специалисту
Читайте также:
Онлайн сервисы
Доктис

Зарегистрируйтесь чтобы получить
полный доступ к сервисам Доктис:

  • Запись к врачу
  • Дистанционная консультация
  • Электронная медицинская карта

Регистрация

Мобильное приложение Доктис поможет везде

Это настоящая клиника в вашем
телефоне или планшете, доступная в любое время и по всему миру.

Подробнее