Ребенок устает от школьных и внеклассных нагрузок. 3 вопроса физиологу

Когда дети жалуются на усталость, родители обычно им не верят. Какая усталость в 7-10 лет?! Им же не 70! Но к детским жалобам стоит прислушаться.

13 октября 2017 | Безруких М.М. Комментариев: 0

День младшего школьника выглядит примерно так: 4−5 урока в школе, потом — 2 дополнительных занятия (опять же, в школе). Затем — «развивалки»: музыка, спорт, танцы, шахматы, рисование… В перерывах между этим многообразием ребенок наспех ест и делает уроки – надо успеть на очередной кружок. Спать ложится ближе к 11 ночи (потому что доделывает то, что не успел днем).

И так — неделя за неделей, месяц за месяцем… В общем, загрузка у младших школьников почти как у бизнесменов – ни минуты свободной. Поэтому и переутомление – обычное дело. А от переутомления до болезней — полшага. Как же нагружать ребенка, чтобы не перегружать? На ваши вопросы отвечает эксперт. 

1. Сын учится в третьем классе. Уроки почему-то стал делать тяп-ляп, ничего не хочет, быстро устает. Даже ходить в бассейн отказывается, хотя любил плавать. Что предпринять?

Проанализируйте режим дня ребенка. В сутках 24 часа. Начинайте вычитать: 10 часов – сон, 2−3 часа – прогулки и игры на свежем воздухе. 5−7 часов – пребывание в школе, 1−2 часа – выполнение домашнего задания. 2 часа — прием пищи и гигиенические процедуры: естественные процессы должны протекать без спешки. Еще час нужен на то, чтобы вечером побыть с самим с собой: поиграть, почитать… Получается, что свободного времени почти нет! И все допнагрузки – за счет «урезания» прогулок, отдыха и сна. К слову, многие дети регулярно недосыпают от 30 мин. до 1,5 часов. Почти не гуляют, потому что мама считает, что 15 минут до школы и обратно – это и есть прогулка. Хотя множество исследований показывают, что дефицит сна и недостаточное пребывание на воздухе негативно сказывается на состоянии детского здоровья.

Поэтому постарайтесь перестроить режим дня ребенка. Следите за тем, чтобы уроки были выполнены до шести вечера: позже работоспособность на нуле. Укладывайте его спать в девять вечера. Гуляйте каждый день! Сократите количество кружков и секций. Одно развивающее занятие (секция, кружок) в день – вполне достаточно.

Януш Корчак, выдающийся польский педагог, врач и общественный деятель, однажды сказал: «Уважайте трудную работу роста ребенка». Взросление — тяжелый труд, ведь в организме постоянно происходят преобразования. Этот период особой чувствительности. И когда на это накладывается неадекватная нагрузка, ребенок часто не выдерживает.

2. Я заметила, что дочка в последнее время стала обидчивой и плаксивой. Может ли это быть признаком переутомления? Или она просто капризничает?

Признаки переутомления могут быть очень разными. У кого-то развивается сильное торможение. Например, ребенок после ужина неожиданно засыпает прямо за столом. У кого-то – перевозбуждение: весь день носится, мечется, не может успокоиться. У многих детей ухудшается аппетит (они капризничают, отказываются от еды) и сон (долго не могут уснуть, спят поверхностно и тревожно). В любом случае, происходят какие-то резкие изменения в поведении ребенка. И родителей должно это насторожить. Скажем, сын или дочь всегда были спокойными, а стали – гипервозбудимыми. Были внимательными и усидчивыми, а стали – рассеянными и гиперактивными. Или настроение у них вдруг стало переменчивым: сильное возбуждение сменяется сонливостью, смех – слезами и наоборот.

Еще один тревожный симптом — жалобы на усталость, головную боль, боль в животе. Когда ребенок хорошо себя чувствует, он не жалуется. Поэтому к детским жалобам нужно отнестись серьезно – значит, действительно есть какой-то дискомфорт. Возможно, пока психологический.

Если нагрузка и дальше останется неадекватной, может развиться болезнь. Кстати, частые болезни — тоже один из основных симптомов переутомления. Ребенок «уходит» в недуг, не в силах справиться с повышенной нагрузкой.

3. Мой мальчик – тревожный и ранимый. Когда волнуется – начинает заикаться. Наверное, его нельзя сильно нагружать?

Действительно, многие дети требуют щадящего режима. Например, если у женщины была патология беременности и родов, если на первом году жизни у ребенка были какие-то травмы и операции, если он состоял на учете у невролога, неважно по каким причинам, будь то задержка моторного, речевого развития, нервные тики или что-то еще. Интеллект у таких детей может быть высоким, но адаптивный ресурс – снижен.

В школу таким детям желательно идти не в шесть лет, а в семь или даже в восемь. Закон об образовании это позволяет. Таких детей нельзя сильно нагружать, особенно в первом классе. И, скорее всего, продленка им тоже не подойдет – они будут сильно уставать.

Марьяна Безруких — автор книги «Трудности обучения в начальной школе».

Читайте также:

Как совместить учебу и компьютерные игры 

Как питаться первоклашке? 5 вопросов гастроэнтерологу

Почему ребенка дразнят одноклассники? 4 вопроса психологу

Теги: здоровье школьника, дети, сон
Автор: Безруких М.М. / Все материалы автора
Комментариев: 0

Обсуждение статьи:

Сервисы Доктис
Задайте вопрос специалисту
Читайте также:
Онлайн сервисы
Доктис

Зарегистрируйтесь чтобы получить
полный доступ к сервисам Доктис:

  • Запись к врачу
  • Дистанционная консультация
  • Электронная медицинская карта

Регистрация

Мобильное приложение Доктис поможет везде

Это настоящая клиника в вашем
телефоне или планшете, доступная в любое время и по всему миру.

Подробнее