И снова о детской усталости. 4 вопроса физиологу

Чаще всего школьники устают по трем причинам: мало спят, мало гуляют, мало отдыхают — потому что бегают с кружка на кружок. Но есть и другие причины.

Консультация врача
Вы можете получить консультацию необходимого специалиста онлайн в приложении Доктис
Лаборатория
Вы можете пройти комплексное обследование всех основных систем организма
Детская усталость

Недавно мы уже обсуждали тему утомляемости младших школьников. Но решили к ней вернуться: пользователи Doctis.ru интересуются, почему некоторые дети чувствуют себя уставшими, если не так уж сильно загружены. «Развивалок» у них немного, на продленке до вечера не сидят… В чем же дело? Объясняет эксперт.

Детская усталость

Дочь подруги все успевает – школа, «музыкалка», танцы, театральная студия… А моя ходит только на легкую атлетику и жалуется на усталость. Буквально за руку тащу ее на тренировку. Почему такая несправедливость?

Во-первых, сравнивать детей нельзя. Иногда кажется, что чужие дети собранные, целеустремленные, успевают и туда, и сюда, но усталость у них может накапливаться и проявляться не сразу.

Во-вторых, ваш ребенок, возможно, устает не от нагрузки, а от того, что не нашел общий язык с тренером. Это не значит, что педагог плохой. Просто ребенок может не совпадать с ним по темпу деятельности, темпу речи, характеру требований. Например, ваша дочь ранимая, тонко чувствующая, а преподаватель – жесткий и требовательный. Его не интересуют эмоции детей. У него, образно говоря, все должны построиться, упасть, отжаться, побежать. В таком случае ребенок будет напряжен все занятие. И, естественно, устанет от этого напряжения. Поэтому поговорите с дочерью. Может быть, стоит поискать другую секцию или другого тренера, с которым она окажется на одной волне.

Ребенок учится в первом классе. Приходит из школы изможденный, часто жалуется на головную боль. Мне кажется, он устает не столько от уроков, сколько от шума. Может такое быть?

Гигигеническая норма шума — 50дБ. Во время групповой работы в классе уровень шума достигает 70−75дБ, а на переменах (в коридорах и столовой) – 80−85 дБ. У многих детей, особенно со слабой нервной системой, это может вызвать головную боль и повышенную утомляемость.

Если на первом уроке они еще собраны, сконцентрированы, то к третьему уроку обычно работоспособность резко падает.

Но, поскольку избавиться от школьного шума невозможно, придется приспосабливаться. Таких детей нельзя перегружать. Внеклассные нагрузки должны быть умеренными. Желательно не оставлять чадо на продленку, иначе устанет еще больше.

Видите, что силы – на пределе, а до каникул еще далеко? Договоритесь с учителем, что в пятницу оставите ребенка дома. Пусть отдохнет три дня. Выспится, погуляет подольше, поиграет, почитает в тишине. Это поможет нервной системе расслабиться. Однако, если он будет сидеть дома перед компьютером – это не отдых!

Отдала сына на плавание. Инструктор может с ним заниматься лишь в восемь вечера. Мне кажется, поплавать перед сном полезно. А ребенок изнылся: не хочу в бассейн, хочу спать. Наверное, он просто лентяй…

В последнее время все чаще слышишь подобные жалобы от родителей. Начинаешь разбираться и выясняется, что тренировки у ребенка в семь утра (многим начинающим хоккеистам лед дают только в это время). Представляете, восьмилетний ребенок в семь утра уже на льду?! Значит, он проснулся в шесть. Что, конечно же, для его возраста очень рано.

Считаю, что в такой ситуации родители удовлетворяют собственные амбиции, не думая о наследнике. А он не выдерживает подобный график. То же самое касается и поздних занятий – в восемь вечера у него уже нет сил на спорт. И он действительно хочет спать. Кстати, в норме младший школьник должен быть в постели в девять вечера и спать не меньше десяти часов. Иначе он хронически не высыпается. Отсюда и усталость. Поэтому, выбирая спортивную секцию, обязательно учитывайте время тренировок.

Связана ли повышенная утомляемость с питанием? Может, детям просто не хватает витаминов?

Дело не только в витаминах. Мы много лет анализировали, как питаются наши школьники. Пришли к выводу, что у них нарушен и режим, и структура питания. Дети едят мало овощей, фруктов, молочных продуктов, рыбы (даже в Приморье!). Зато едят колбасу, сосиски, макароны, картошку. Многие не завтракают. Мама думает: ничего страшного, в школе поест. А там ребенок не всегда ест. В результате возникают большие перерывы между приемами пищи, который и становятся одной из причин быстрой утомляемости.

Дети практически не полдничают. Зато очень плотно ужинают. Это приводит к нарушению обменных процессов, снижению работоспособности, повышенной утомляемости.

Поэтому наш Институт разработал специальную программу – «Разговор о правильном питании». Она работает в 52 регионах. Цель программы – в занимательной форме рассказать детям о полезных продуктах, научить их более ответственно относиться к своему здоровью.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете задать их врачу-педиатру или другим специалистам онлайн в приложении Доктис.

Автор статьи: Марьяна Михайловна Безруких
Консультация врача
Вы можете получить консультацию необходимого специалиста онлайн
Лаборатория
Вы можете пройти комплексное обследование всех основных систем организма